«Облака» на службе бизнесу

Экономия и производительность за счет удаленного использования вычислительных мощностей и программ

Использование интернет-банкинга, работа с электронной почтой, хранение файлов, организация групповой работы, управление проектами, CRM, участие в интернет-аукционах и даже ведение онлайн бухгалтерии – все эти сервисы, позволяющие использовать удобный веб-интерфейс для удаленного доступа к выделенным ресурсам (вычислительным ресурсам, программам и данным), объединены красивым названием – «вычисление в облаке» или «облачные вычисления».

На сегодняшний день нет четкого определения термину «облачные вычисления» (Cloud computing). Наиболее распространенное гласит, что это концепция, согласно которой, программы запускаются и выдают результаты работы в окно стандартного веб-браузера на локальном ПК. Все программы, приложения и необходимые данные, используемые в работе, находятся на удаленном сервере в Интернете, который на схемах часто изображается как облако.

То есть «облачные высисления» – это программно-аппаратное обеспечение, доступное пользователю через Интернет (или локальную сеть) в виде сервиса, позволяющего использовать удобный веб-интерфейс для удаленного доступа к выделенным ресурсам (вычислительным ресурсам, программам и данным).

В отчете «Cloud Computing Q3» за 2009 год аналитиками Forrester Research подчеркивается, что поставщики услуг злоупотребляют термином «cloud», и это приводит в замешательство потенциальных заказчиков. По их мнению, компаниям, стремящимся внедрить проекты типа cloud, следует понимать, что  существуют различные виды «облаков». Так, аналитики из Forrester считают, что надо пересмотреть определение «cloud» услуг. В Forrester Research различают 11 категорий услуг, которые можно отнести к одному из трех классов: «Программное обеспечение как сервис» (“Software as a Service” или “SaaS”), «Инфраструктура как сервис» (“Infrastructure as a Service” или “IaaS”) и «Платформа как сервис» (“Plaatform as a Service”, “PaaS”).

SaaS – модель развертывания приложения, которая подразумевает предоставление приложения конечному пользователю как услуги по требованию. Доступ к такому приложению осуществляется посредством сети, а чаще всего посредством Интернет-браузера.

IaaS – модель предоставления компьютерной инфраструктуры как сервиса. Вместо покупки серверов, ПО, специального сетевого оборудования, пользователь может получить эти ресурсы в виде аутсорсинга.

PaaS – модель сетевого предоставления вычислительной платформы как сервиса, которая предлагает развертывание и поддержку веб-приложений и сервисов без необходимости покупки аппартных решений и программного обеспечения.

Более подробно о каждой их этих технологий мы расскажем в следующих номерах журнала «ИTM».

Специалисты пытаются разделять настоящие «облачные» сервисы и некоторые существующие услуги, ошибочно называемые «cloud». Настоящие «облачные» сервисы, по мнению Forrester Research, обладают двумя ключевыми характеристиками:

1) включают некоторые элементы самообслуживания;

2) не используют модель «использовал — оплатил».

В то же время многие поставщики утверждают, что предоставляют услуги типа «cloud», но в предлагаемых ими услугах имеется только один из вышеуказанных элементов.

Интерес к «облачным» вычислениям вызван рядом их уникальных возможностей, например, таких:

· снижение требований к вычислительной мощности ПК (непременным условием является только наличие доступа в Интернет);

· отказоустойчивость;

· высокая скорость обработки данных;

· снижение затрат на аппаратное и программное обеспечение, на обслуживание и электроэнергию;

· экономия дискового пространства (и данные, и программы хранятся в Интернете).

Однако, появляется серьезная проблема, когда розговор заходит об «облачных вычислениях». Несмотря на то, что компания Hewlett-Packard является активным игроком на рынке «облачных» технологий, ее руководитель Марк Херд осторожно относится к существующим на современном рынке облачным сервисам, которые предлагаются корпоративным пользователям. По его мнению, ни одно из имеющихся на рынке решений не реализует тот уровень безопасности, который необходим компаниям, работающим с массивными объемами данных.

В настоящее время каждый день на крупный публичный облачный сервис может быть совершено до тысячи атак, поэтому вряд ли многие компании в таких условиях согласятся вытащить корпоративную информацию за границы файерволла. После решения вопросов безопасности перспективы открываются огромные, но пока еще предстоит проделать большую работу. Кое-что уже делается, но сегодня еще не ясно устойчивый это тренд или нет.

И все же, так или иначе, много компаний в той или иной форме уже пользуются облачными услугами. О том как их использовать в бизнесе, эксперты расскажут на страницах ИТМ.