Программное обеспечение в области образования и науки

В Киеве прошла вторая Международная научно-практическая конференция «Программное обеспечение в области образования и науки». Организаторами мероприятия выступили Министерство образования и науки Украины, Государственный комитет Украины по вопросам научно-технического развития, Украинский научный центр развития информационных технологий (УкрНЦ РИТ).


Среди задач, которые стояли перед второй Международной конференцией – проанализировать, что удалось сделать за прошедший год, расставить новые акценты, касающися повышения эффективности внедрения и использования информационных технологий в образовании и науке.

Участие в конференции приняли около 120 участников, в том числе представители государственных учреждений, руководители ведущих высших учебных заведений Украины и областных институтов последипломного педагогического образования, професорско-преподавательский состав, научные сотрудники, учителя, сотрудники библиотек, специалисты ИТ-компаний.

Открывая конференцию, Борис Гринев, председатель Государственного комитета Украины по вопросам научно-технического развития отметил, что только широкое использование информационных технологий позволит достичь амбициозной цели – за 10 лет войти в ТОП-20 передовых за развитием экономики стран мира. Информационные технологии – универсальный инструмент  повышения эффективности интеллектуальной деятельности. Поэтому особое значение имеют ИТ для образования и науки. По словам Максима Стрихы, заместителя председателя Государственного комитета Украины по вопросам научно-технического развития, поле деятельности ИТ в сфере науки и образования очень широкое – от поддержки учебных процессов и научных экспериментов до управления учебными заведениями, научными учреждениями и всей отраслью в целом.

Организаторы конференции уделили особое внимание такой проблеме, как ориентация разработчиков интеллектуальной составляющей информационных технологий – программного обеспечения – на реализацию современных дидактических моделей в учебных процессах. Кроме того, на конференции были затронуты вопросы, связанные с созданием, внедрением и поддержкой специализированного программного обеспечения, формированием национального информационно-учебного и научного поля и его европейской интеграции.

Генеральным партнером конференции выступила компания «1С», стратегичным партнером – компания «Галактика». Компании ДП «Коника Минолта Украина» и «ABBYY Украина» выступили титульными партнерами мероприятия, партнер по технологиям – компания «Майкрософ Украина». Партнерами конференциями стали компании «CSoft Украина»,  «Интеллект-Сервис», «Лаборатория Касперского», «Софт-Рейтинг Консалт», информационную поддержку осуществлял журнал «ИТМ. Информационные технологии для менеджмента».

В рамках конференции были заслушаны доклады, проведены презентации, обсуждения программно-педагогических и программно-технических решений, путей их внедрения, развития и усовершенствования.

Формат конференции предусматривал пленарную часть, которой был посвящен первый день работы и работу по специализированным секциям – во второй день.

Системный подход к ПО в области образования и науки

По словам Валерия Полищука, директора Украинского научного центра развития информационных технологий (УкрНЦ РИТ), государство должно проводить соответствующую научно-техническую политику использования программного обеспечения (ПО) в области образования и науки. Такой подход охватывает нормативно-правовые, методологические, технологические и организационные аспекты создания и использования ПО. Одним из заданий научно-технической политики государства должно быть создание системы выбора и тиражирования лучших программных решений среди ВУЗов и научных организаций. Ключевым моментов выбора ПО является выбор между проприетарным или свободным ПО.

Для решения проблемы повышения качества программного обеспечения в области образования и науки в рамках Государственной программы «Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке на 2006-2010 гг.» реализуется проект «Создание отраслевой системы сертификации программных и информационных средств научного и учебного назначения». Основная цель проекта – разработать и внедрить постоянно действующую систему сертификации программных, информационных решений и баз данных научного и учебного назначения, которые заказываются, разрабатываются, поставляются и эксплуатируются в области деятельности Министерства образования Украины.

Только общие, объединенные усилия – государства, образовательных организаций и бизнес-структур гарантируют достойную и интересную работу. На это акцентировал внимание участников конференции Вадим Мазур, директор украинского представительства компании «1С». Компания «1С» для этого прикладывает много усилий. Компания «1С» и ее партнеры более 10 лет сотрудничают с образовательными организациями по различным направлениям, прикладывая общие усилия для подготовки квалифицированных специалистов в области автоматизации предприятий. Разработана комплексная программа применения программы «1С:Предприятие» в учебном процессе и методики их преподавания при подготовке специалистов по управлению и учету, а также специалистов по информационным технологиям.

О взаимодействии бизнес-сообщества и системы образования на основе механизмов профессиональных стандартов рассказала Ольга Жеребина, руководитель направления, методист-эксперт отдела методологии и консалтинга российского представительства компании «1С». По ее словам, на данный момент уровень подготовленных специалистов и уровень требований рынка труда в области ИТ (уровень требований работодателей) зачастую не совпадает. Молодые специалисты с удивлением обнаруживают, что часть того, чему их учили, на практике просто не востребовано, при этом многому приходится «доучиваться на месте». Такая ситуация удручает обе стороны: молодые специалисты вынуждены существенно корректировать свою подготовку, а работодатели должны вкладывать дополнительные средства и время чтобы получить специалистов с требуемыми компетенциями и уровнем квалификации. Компаний «1С»  разработаны и активно внедряются в российских учебных заведениях профессиональные стандарты. Эти профстандарты описывают должностные обязанности, профессиональные компетенции, требования к уровням образования, стажу работы и сертификации в соответствии с квалификационными уровнями. На текущий момент «1С» имеются профстандрты по таким специальностям: «Программист», «Системный архитектор», «Специалист по информационным системам», «Системный аналитик», «Системный администратор», «»Менеджер информационных технологий», «Менеджер по маркетингу и продажам в сфере ИТ», «Специалист по информационным ресурсам», «Администратор бах данных». В планах компании «1с» применить данные разработки и в отношении украинских учебных заведений.

Важным моментов является оценка качества программных, информационных решений и баз данных научного и учебного назначения. Как отметил Юрий Сергеев, заведующий лабораторией испытаний и экспертизы УкрНЦ РИТ, анализ состояния качества программной продукции в Украине показывает, что уровень большей части разработчиков ПО не учитывает новые методологии программной инженерии качества, которые содержатся в международных стандартах и не используется мировой опыт. Мировые тенденции решения проблем качества программной продукции предусматривают продукто-ориентированный и процессо-ориентированные подхолды.

Автоматизация дистанционного образования

Дистанционное образование, дидактичною основой которого являются компьютерно-ориентированные программно-педагогические решения с каждым днем становятся все более популярными. Как отметила Наталья Клокар, доцент, ректор Киевского областного института последипломного образования педагогических кадров, внедрение дистанционного образования непрерывно связано с подготовкой педагогов к использованию педагогов к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельнотси.

Выбор ПО  как платформы дистанционного обучения — актуальная проблема, потому что качество учебных услуг непосредственно зависит от качества и возможностей применяемым программных систем. По словам  Геннадия Кравцова, заведующего отделом мультимедийных и дистанционных технологий обучения Научно-исследовательского института информационных технологий Херсонского государственного университета, использование коммерческих платформ, таких как Blackboard, Learning Space, WebCT ограничено причинами экономического характера. Потому наиболее популярны системы дистанционного обучения с открытом кодом, например Moodle, Joomla CMS, ILIAS и другие.

О методологии, прикладных и программно-технических аспектах национального информационного образовательного пространства рассказал Виктор Шевченко, доцент, заместитель директора по научной работе Украинского центра развития информационных технологий.

Ольга Тюрикова, заведующая отделом  дистанционного образования Донецкого областного института последипломного педагогического образовании рассказала как на базе системы Moodle реализована концепция учебного пространства для дистанционного образования. В связи с тем, что система достаточно защищена  от посторонних пользователей, она оснащена большим количеством инструментов, которые позволяют реализовать совместную работу на уровнях «слушатель-слушатель», «преподаватель-слушатель», «преподаватель-слушатель». В системе организованы такие формы общения как чат, форум, Интернет-семинар, а инструменты по  проверке знаний позволяют организовать различные виды контрольных работ для слушателей.

Автоматизация отечественных библиотек

Из 42 библиотек высших учебных заведений 3-4 уровня аккредитаций 35 имеют лицензионные программное обеспечение, в том числе автоматизированные библиотечные информационные системы («Ирбис», «УФД/Библиотека», Alef, UniLib) и только две библиотека оснащены отечественными автоматизированными библиотечными информационными системами (АБИС). Из 27 библиотек институтов последипломного педагогического образования только 8 имеют автоматизированные библиотечные информационные системы («Ирбис», «Славутич»). Около 20 тысяч библиотек общих учебных заведений и 900 библиотек профтехучилищ очень слабо оснащены информационно-коммункиационными решениями. Такую статистику навела Павла Рогова, директор Государственной научно-педагогической библиотеки имени В.Сухомлинского.

Распоряжением Кабинета министров Украины одобрена концепция Государственной целевой национально-культурной программы создания единой информационной библиотечной системы «Библиотека – XXI». Целью программы является повышение эффективности использования, обеспечение доступности документов, которые хранятся в библиотечных, архивных и музейных фондах.

Актуальным аспектам, связанным с электронными библиотеками, их организацией, применением технологический решений, был посвящен доклад Ольги Барковой, заместителя генерального директора по вопросам использования новых информационных технологий Национальной парламентской библиотеки  Украины.

Помимо пленарного заседания, вопросы, связанные с электронными библиотеками активно обсуждались на секции «Электронные ресурсы библиотек для образования и науки: проблемы программного обеспечения».

ИТ-решения для автоматизации учебного заведений

Сегодня в области образования и науки Украины работают практически все мировые лидеры в области ИКТ и многие отечественные ИТ-компании. Безусловно, в результате сотрудничества с технологическими лидерами ИТ-индустрии, учебные учреждения получают доступ к современным информационным технологиям. Это позволяет не только оптимизировать учебные процессы, но познакомить учащихся с ИТ-решениями, которые станут их рабочим инструментов в профессиональной деятельности.

Андрей Фомичев, коммерческий директор центрального офиса корпорации «галактика» в Украине рассказал об интегрированном решении по управлению ВУЗом на базе системы «Галактика ERP».

Решение «Галактика Управление Вузом» органично вписывается в существующую ИT-инфраструктуру вуза, дополняя существующие системы и сервисы. Совместно с реализацией задач управления и учета, корпорация «Галактика» успешно решает следующие задачи вуза: электронный документооборот и контроль исполнения поручений; система личных электронных кабинетов ректора, декана, преподавателя, студента, абитуриента; единый корпоративный информационный портал ВУЗа.

Александр Хуторной, руководитель отдела продаж  Центрального офиса корпорации «Галактика» в Украине рассказал о решение корпорации «Галактика» в спектре Свободного ПО – «Галактика Экспресс».

Выступление Оксаны Смалий, эксперт-консультанта Центрального офиса корпорации «Галактика» было посвящено программе «Галактика и ВУЗы», целью которой является совместная подготовка специалистов, владеющих основами современных информационных технологий управления предприятием. Участниками  проекта «Галактика и ВУЗы» — более 250 учебных заведений СНГ и более 50 ВУЗов Украины. В ходе этой программы корпорацией «Галактика» осуществляется бесплатная передача учебных версий системы «Галактика ERP», консультационная и техническая поддержка, прохождение студентами практики в офисах корпорации; помощь в подготовке дипломных и курсовых работы, проведение семинаров для студентов и преподавателей, организация обучения консультантами корпорации, а также помощь в трудоустройстве.

Используя  программу ABBYY Lingvo Intranet Server, все студенты и преподаватели ВУЗа смогут читать литературу и документы на различных языках, писать тексты, изучать иностранные языки, производить поиск в справочной информации различного типа, переводить слова и фразы на иностранные языки и обратно. По словам Михаила Бейрака, рукокодителя отдела корпоративных проектов компании «ABBYY Украина», ABBYY Lingvo Intranet Server — серверная версия многоязычного словаря ABBYY Lingvo, не требующая установки программного обеспечения на персональный компьютер пользователя.

Еще одна программа, о которой говорилось на конференции — ABBYY Recognition Server — высокопроизводительное серверное решение для автоматизации распознавания и конвертирования документов в любых масштабах. Типичные задачи, которые решает ABBYY Recognition Server – это внедрение сервиса по распознаванию, доступного всем сотрудникам и учащимся учебного учреждения, оцифровка бумажного архива документов учебного учреждения, оцифровка книг  и журналов  для библиотек.

Александр Смовженко, менеджер по поддержке продукции компании «Коника Милолта Украина» представил решения, которые предлагает компания для учебных заведений. Помимо критичных технических характеристик МФУ Konica Minolta (быстродействие, низкая себестоимость оттиска, энергоэффективность и т.д.), было уделено внимание управлению доступом к печатным устройствам, а также оптимизация процессов сканирования и распознавания.

Александра Сизова, руководитель отдела оп работе с заведениями образования и науки компании «Майкрософт Украина» отметила, что целью программы «Партнерство в учебе» является помощь преподавателям и школьникам реализовать свой потенциал в полной мере путем доступа к современным информационным технологиям.  Проект Live@edu – это организация виртуальных студенческих городков на базе решений Microsoft. Новое качество знаний и информации, создаваемых вузом, требует новых инструментов и навыков работы с ними.

Набор продуктов Microsoft (Learning Gateway + Office Communications Server + Exchange) позволяет реализовать одновременно все виды ИКТ-поддержки как образовательного процесса, так и процесса управления учебным заведением.

Для активного применения ИКТ в работе профессорско-преподавательского состава и формирования ИКТ-компетентности каждого сотрудника у Microsoft есть не только продукты, но и программы обучения. Современные системы управления знаниями строятся по архитектуре, подразумевающей интеграцию 1) работы с информацией (Microsoft Office); 2) документооборота (SharePoint); 3) хранения данных и документов (SharePoint + SQL Server); 4) поиска по любым источникам иформации: документам, узлам, форумам, сотрудникам (SharePoint); 5) обучения и мониторинга уровней компетентности персонала (SharePoint Learning Kit); 6) распространения знаний и информации (SharePoint, Exchange, Office Communications Server).

Евгений Трощинский, генеральный директор компании «CSoft Украина» рассказал о сотрудничестве  с украинским учебными заведениям. В частности, ВУЗам, для обучения студентов  предлагаются по специальной льготной цене системы  автоматизированного проектирования, технологической подготовки производства, документооборота и геоинформационные системы. Таким образом, совместно с представителями учебных заведений происходит интеграция специализированного программного обеспечения в учебный процесс и разработка учебных планов.

Светлана Ефимова, руководитель направления по работе с образовательными учреждениями компании «Лаборатория Касперского» представила модель взаимодействия компании и университета. Такая модель предусматривает готовые курсы для учебного процесса, использование ресурсов на сайте программы: аналитические и статистические материалы, обучение.

Пример такого сотрудничества навел Владимр Хаханов, профессор, декан факультете инженерии Харьковского национального университета радиоэлектроники. Сотрудничество в рамках «Академии Касперского» открывает новые возможности для студентов: курсы, семинары, Дни информационной безопасности, дипломные проекты, удаленная практика. Студенты создают описания вредоносных программ для вирус-листа, сотрудничают с отделом Research & Development, обучают группы студентов. За последние 5 лет университет радиоэлектроники выпустил около 70 специалистов, дипломы которых посвящены анализу деструктивных компонентов программного кода.

Автоматизации управлением деятельностью учебных заведений, в том числе и хозяйственной, а также расчетами студентов было посвящено выступление Юлии Павличенко, главному инженеру коммерческих проектов «ИС-ПРО» компании «Интеллект-Сервис».

Программа «Университетский альянс SAP» ориентирована на то, чтобы объединить в себе теоретическое и практическое обучение, что поможет студентам усовершенствовать навыки работы в команде и критического мышления, необходимые в условиях современной инновационной экономики. Знакомясь с передовыми решениями для управления бизнесом, студенты смогут приобрести и расширить профессиональную компетенцию. По словам Александра Полуляха, руководителя академических программ компании «Софт-Рейтинг Консалт», студенты университетов, в которых работает программа «Университетский альянс SAP, используют то же самое программное обеспечение SAP, что и клиенты SAP по всему миру – решение SAP Business Suite на технологической платформе NetWeaver. Эта среда поддерживает все основные бизнес-процессы от операционных до отчетности по управленческой информации, бизнес-информации и аналитики и стратегического управления предприятием.

Основным предназначением сети «УРАН» является обеспечение учреждений, организаций и физических лиц в сферах образования, науки и культуры Украины информационными услугами на основе Интернет-технологий для реализации профессиональных нужд и развития вышеупомянутых отраслей. Как отметил Владимир Галаган, технический директор Ассоциации пользователей украинской научно-образовательная телекоммуникационной сети «УРАН», такие услуги предусматривают, в частности, оперативный доступ к информации, обмен информацией, ее распространение, накопление и обработку для проведения научных исследований, дистанционного обучения, использования методов телематики, функционирования электронных библиотек, виртуальных лабораторий, проведения телеконференций, реализации дистанционных методов мониторинга, и т.д. Cегодня сеть УРАН физически объединяет боле 80 научно-исследовательских и образовательных заведений (180 точек подключения) и эксплуатирует собственные волоконно-оптические сети в 15 городах Украины общей протяженностью около 230 км и международную волоконно-оптическую линию связи протяженностью 80 км Львов — государственная украинско-польская граница.

Владимир Савьяк, исполнительный директор компании «Юстар» рассказал о взаимодействии с высшими учебными заведениям в области высокопродуктивных вычислений. 6 из 7 зареестрованных в ТОП-50 наибольших вычислительных машин от Украины выпалены компанией «Юстар». Высопроизводительные компьютеры активно используются в Национальном техническом университете «КПИ», Институте кибернетики им. В.Глушкова и др.

Более подробно о применении ИТ-решений для автоматизации учебной и хозяйственной деятельности обсуждалось на секции «Современные проблемы индустриализации создания, внедрения и поддержки программного обеспечения в образовании и науки в контексте формирования национального информационно-учебного и научного пространства и его европейской интеграции».

Примеры информатизации учебных заведений

Артем Савицкий, директор Конструкторского бюро информационных систем Национального технического университета  Украины «КПИ» отметил, что для многих учебных заведений создание  интегрированного информационного пространства является проблемой. В качестве примера решения этой проблемы может послужить стандартизация, описывающая единое информационное пространство ВУЗа. В НТУУ «КПИ» разработан такой стандарт «Единая система классификации, кодирования и индексации информационных ресурсов национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт», который за основу может быть использован в других учебных заведениях.

С примерами программной реализации формирования и коррекции общего учебного плана, расчета учебной нагрузки по кафедре, а также страницы студента с сформированным индивидуальным планом поделился в ходе своего выступления Николай Мазур, профессор, декан факультету дистанционного обучения Хмельницкого национального университета.

Концептуальные подходы программных продуктов учебного назначения затронул  Михаил Львов, директор НИИ информационных технологий Херсонского государственного университета. В качестве примера было рассмотрено интегрированное пространство курсу «Основы автоматизации программирования», предназначенное для ВУЗов.

Надежда Котова, ректор Гомельского государственного областного института повышения квалификации и переподготовки руководящих сотрудников и специалистов образования и Лариса Королева, проректор по научно-методической работы Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования рассказали об информатизации своих организаций с помощью видеосвязи, использую программу  Skype.

О том, как проходила разработка и внедрение интеллектуальной среды интерактивного контроля знаний рассказала Наталья Билоус, профессор Харьковского национального университета радиоэлектроники.

Системным взглядом на создание информационной системы управления высшим учебным заведением поделилась Лидия Тимошенко, доцент кафедры компьютерной инженерии Тернопольского национального экономического университета, а о реализации системы менеджменту в ВУЗе рассказал  Александр Соломенцев, профессор, координатор проекта в Национальном авиационном университете.

Об особенностях построения образовательного портала рассказали Андрей Андруховский, магистр Каменец-Подольского нациоанльного университете и ?????? Карасюк, специалист Центра информационных технологий Национальной юридической академии им. Я.Мудрого.

Светлана Турцевич, директор по развитию бизнеса и маркетингу журнала    «ИТМ. Информационные технологии для менеджмента» отметила связь аспектов учебного процесса и особенностей журнала. Журнал отслеживает все изменения и тенденции, экономит время преподавателей и студентов, целенаправленно собирает, всесторонне и комплексно представляет наиболее адекватную и актуальную информацию по новинкам ИТ. Кроме того в первом в Украине проекте «Лучшие практики», который реализует журнал  можно познакомится с  передовым достижениями применения ИТ в Украине и мире, в том числе и с примерами автоматизации учебной и хозяйственной деятельности учебных заведений. И интерес журнала «ИТМ. Информационные технологии для менеджмента» к тематике конференции не случаен — журнал освещает отрасль информационных технологий и специализирован на представлении ИТ- тематики и является источником знаний для преподавателей и студентов.

Детально о методологических, теоретических и практических аспектах информатизации учебных заведений обсуждалось на секции, которая объединила две ключевые темы: «Методология развития отечественной системы беспрерывного профессионального образования и формирования национального информационно-учебного пространства в контексте его европейской интеграции» и «Единое информационное образовательное пространство: проблемы теории и противоречия практики».

Итоги конференции

Внедрение и использование информационно-коммуникационных компьютерно-педагогических технологий, специального программного обеспечения положило основу накопления новых научных знаний, созданию открытых образовательных и научных систем, расширения доступа широких слоев населения к разнообразным информационным ресурсам.

Участники конференции определили приоритетные направления программного обеспечения в области образования и науки на 2011-2015 года: развитие и усовершенствование

теоретико-методологические принципов национального информационного учебно-научного пространства; разработка и внедрение нормативно-правовой базы; стандартизация, сертификация и инженерия  ПО учебно-научного направления; подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников в условиях информатизации всех процессов в учебных заведениях.

Участники мероприятия приняли решение проводить конференцию по тематике программного обеспечения в образовании и науке ежегодно в формате пленарных и секционных заседаний, а также проводить выставки лучших разработок в области информационно-куммуникационных разработок и программного обеспечения.