Стандартизация бизнес-решений – основа бизнес-стратегии

В №7-8 опубликовано:

Все велосипеды изобретены? Вы даже еще не подумали о том, что вам надо, а мы уже знаем, что вам надо, и у нас уже есть для вас готовое решения под ключ. Примерно такие слова мне довелось как-то услышать на одном из семинаров от представителя известного вендора. Он мотивировал это тем, что его компания занимается обобщением  передового мирового опыта и реализует его в бизнес-процессах лучшей практики для различных видов деятельности.

Тиражируемые решения.
Международная стандартизация.
Инструменты стратегии.
Надо знать, как выбирать. 

Тиражируемые решения. Такого рода обобщением — разработкой типовых тиражируемых решений —  во времена Советского Союза в министерствах занимались специализированные научные проектные и/или  исследовательские институты (НПИ, НИИ). Тогда была совершенно другая рыночная эпоха, но министерские институты в проектах большой автоматизации – АСУП заводов — выполняли, по сути, функции современного вендора, создающего целую экосистему по обобщению опыта, разработке,  распространению и поддержке бизнес-приложений в рамках комплексной автоматизации систем класса ERP.

Международная стандартизация. А в настоящее время, по сути, наоборот — вендоры выполняют функцию неких международных «министерств» по автоматизации бизнес-процессов. Правда, в рыночных условиях на одном отраслевом  («министерском») поле конкурируют несколько вендоров и каждый из них старается охватить как можно больше таких  предметных областей автоматизации. Конкуренция позволила от типизации перейти к стандартизации бизнес-приложений. Причем к стандартизации не только в рамах одного  вендора-«министерства», но в ряде случаев и среди вендоров, как, например, это видно по отраслевым стандартам MRPII (планирование производства), GMP (фармацевтика), Базель II (финансовая сфера), NGOSS (телеком) и др. Практически все ведущие вендоры в отраслевых решениях реализовали бизнес-процессы на основе этих стандартов.

Инструменты стратегии. Стандартизованные бизнес-приложения кардинально изменили характер автоматизации организаций. Вот как об этом сказано в статье на стр. 28: «Через 10 лет после старта продуктивной эксплуатации проекта, продолжаются работы по автоматизации бизнес-процессов НБУ. Проект развивается эволюционным путем, уравновешивая риски и поддерживая такой темп изменений, который в каждый период соответствует поставленным задачам, доступным ресурсам и корпоративной культуре НБУ».  Если проект длится 10 лет, то даже только по одним временным рамкам он уже относится к стратегии организации. Таким образом,   стандартизованные бизнес-приложения становятся инструментом для развития стратегии организации. Об этой стороне  бизнес-приложений также можно прочитать на стр. 38.

Надо знать, как выбирать. Выбор стратегического инструмента требует тщательного подхода, поскольку цена ошибки здесь очень высока. Известно, что при длительных проектах до 80% совокупной стоимости владения может приходится на период эволюционно-стратегической эксплуатации (как в примере, приведенном выше). Поэтому в цене стратегического инструмента следует учитывать не только его первоначальную покупную стоимость, но и затраты, сопровождающие период эксплуатации, а они существенным образом зависят от особенностей всей экосистемы, созданной вендором. В этом номере мы публикуем 5-ю часть материала по методологии выбора бизнес-приложений — см. стр. 44 (Предыдущие части 1-4 этой методологии опубликованы в ИТМ № 3,4,5 и 6).

Борис Жданов
Главный редактор журнала
«ИТМ. Информационные технологии для менеджмента»

Борис ЖдановГлавный редактор журнала«ИТМ. Информационные технологии для менеджмента»