Cloud Washing: ПО с ГМО, или облачное промывание мозгов

С приходом модных облачных технологий появились так называемые примазав- шиеся технологии, продукты, решения. Чтобы отличить их от настоящих облач- ных технологий, в развитых странах стали в последнее время обозначать термином Cloud Washing (cloudwashing), означающим попытки поставщиков провести ребрендинг старых решений, причислив их к облачным технологиям. Для этого такие поставщики ИТ-услуг часто считают, что достаточно добавить пару новых функций и слово «облако» к названию старой услуги

Программное ГМО

Справедливости ради надо отметить, что возникновению Cloud Washing способствовали объективные обстоятельства. Как и во многих случаях при нарождении чего-то нового, поначалу не было более-менее обще- принятого понимания того, что такое «настоящие   облачные    технологии». И вендоры свое понимание облачных технологий «натягивали» на возможности своих технологий. При этом они проводили модификацию кода программ. Иногда она затрагивала серьезные изменения их кода, тем более, когда это касалось интеграции ряда продуктов в вертикальный стек решений. Такие целенаправленные изменения кода программ чем-то напоминают генетически модифицированный организм – ГМО. Как известно, это организм, генотип которого был искусственно изменен при помощи методов генной инженерии. И хотя это определение применяться для растений, животных и микроорганизмов, его по аналогии можно применить и к облачным модификациям кода программ.

Маркетинговое ГМО

Если крупные вендоры проводят облачное ГМО на уровне кода программ, то небольшие (ориентированные на не- большие группы пользователей) нишевые игроки, у которых нет средств для того, чтобы купить билет в поезд под названием облачные технологии, пытаются проехать в нем зайцем. Для них слишком дорого регулярно выпускать  обновление  сервисов, т. к. при расчете на одного абонента эти обновления оказываются слишком дорогостоящими. Поэтому облачное ГМО они проводят на уровне маркетинговых активностей. Чаще всего такого рода ГМО сопровождается обновлением этих  активностей  за  счет таких трюков:

  • масштабная       пресс-конференция, где поставщик решения заявляет, что предлагает принципиально новый продукт/услугу;
  • добавление    новой     технологии в портфолио компании;
  • создание отдельной консультационной службы для «облачных» клиентов, чтобы те чувствовали себя на ступень выше;
  • продукт меняет свои цвета с темных на светлые, а понятия «сеть», «хранилище» и «программное обеспечение» на обложке и в листовках заменяются на «облако» и «Saas»;

Цитата: Небольшие (ориентированные на маленькие группы пользователей) нишевые игроки, у которых нет средств для того, чтобы купить билет в поезд под названием облачные технологии, пытаются проехать в нем зайцем

Тест на Cloud Washing

В настоящее время уже имеется одно из общих определений облачных технологий, разработанное Национальным институтом стандартов и технологий США (The National Institute of Standards and Technology  –  NIST). (См. определение облачных технологий по NIST в статье «Определяем определение облачных вычислений» в ИТМ №12/2011.) Это большой документ, объясняющий различные аспекты облачных технологий. Если вкратце, то определение NIST можно свести к следующему. Облачные вычисления  –  это способ предоставления возможности удобного сетевого доступа по потреб- ности к разделяемому набору эластично конфигурируемых вычислительных ресурсов (а именно – сетей, серверов, систем хранения,  прикладных  задач и сервисов), которые могут быть быстро подготовлены для пользователей и предоставлены им с минимальным управленческим усилием и минимальным взаимодействием с поставщиком услуг. Технологию, продукт, решение можно причислить к Cloud Washing, если они не отвечают следующим характеристикам облачных услуг, вытекающим из определения NIST:

  1. Многопользовательская архитектура.
  2. Запрос  к  ресурсу  по  требованию на основе самообслуживания.
  3. Повсеместный сетевой доступ.
    1. Объединенные ресурсы.
    2. Многократное использование ресурсов.
    3. Быстрая эластичная перенастройка.
    4. Линейная масштабируемость.
    5. Измеримость услуги.
    6. «Коммунальная»   модель    оплаты за использование ресурсов услуги.

Уловки Cloud Washer’ов

Приведем несколько примеров того, какие приемы используются компаниями Cloud Washer’ами, чтобы старомодное программное обеспечение подать под новым соусом.

Известно несколько вариантов размещения облака в коробке. Но некоторые из них под видом облаков подают продукт, который не обеспечивает самоадминистрирования, линейного масштабирования, а вместо «коммунальной» оплаты за потребление его ресурсов предлагаются пожизненные лицензии, свойственные традиционному ПО.

Есть разновидность Cloud Washer’ов, у которых нет настоящих облачных сервисов, но они выдают приложения, изначально разработанные для работы в корпоративной сети, а теперь  доступные на виртуальных серверах в облаке, за настоящие облачные сервисы. Другие Cloud Washer’ы настройку под требования пользователя по-прежнему отводят специалистам партнеров, и осуществляется это ими вручную. При этом датацентры используются самые обычные, не облачные. Однако все это называется термином SaaS. Некоторые Cloud Washer’ы предлагают  общественное  облако,   но при условии, что на нем могут быть запущены только специфические системы поставщика этого облака. С этим можно было бы согласиться, если бы это позиционировалось как облачная инфраструктура или  платформа.  Но в общественном облаке конечный пользователь сам выбирает,  какое ПО использовать.

Справедливости ради

Два вида облачного ГМО – программное и маркетинговое – применяются Cloud Washer’ами для «промывки мозгов» с целью причисления их продуктов к лику «облаков». В обоих случаях «washing» следует понимать не как «стирку», а как «нанесение тонкого слоя краски» на поверхность с целью видимого обновления объекта. С помощью этой краски поставщики решений пытаются убедить всех, что они идут в ногу со временем. Таково понимание термина Cloud Washing.

Но не все то «облачное» золото, что блестит, потому что среди продуктов, которые формально подпадают под определение Cloud Washing, т. е. являются псевдооблачными решениями, встречаются добротные инженерные решения. Они в силу своих уникальных возможностей могут лучше решить ряд проблем заказчика,  чем  это  удастся  сделать с помощью настоящих облачных технологий. Есть немало примеров того, как на основе таких продуктов внедрены эффективные решения. Поэтому не стоит гнаться за облачной модой, рассматривая облачные технологии как самоцель. Нужно просто объективно  рассмотреть  все  за и против чисто облачного продукта и продукта модифицированного облачным ГМО. Для определенных условий программное облачное ГМО сегодня окажется гораздо полезнее, чем облако в чистом виде.

Борис Жданов, ИТМ №7/2012