iForum 2017. Часть 2: Информационная революция или новое средневековье?

?

В конце мая 2017 г. прошел 9-й iForum – это конференция-драйвер развития современного украинского ИТ-пространства. Этот факт подтверждает рекордное число посетителей форума. В этом году было зарегистрировано 9136 участников — специалистов, экспертов, руководителей компаний, зарубежных гостей.

Девять лет назад конференция посвящалась интернет-технологиям, а сегодня ее тематические границы существенно расширились. Появились, например, такие направления как инновации и стартапы, образовательные технологии, киберспорт, «умный город», интернет вещей.

В предыдущей публикации ИТМ дал общий обзор по итогам нашего посещения iForum 2017. Данная публикация освещает основные тезисы доклада Александра Ольшанского, идеолога и соорганизатора iForum, основателя и руководителя Internet Invest Group. Его доклад — это всегда освещение важной проблемы развития современного этапа интернет. На этот раз А. Ольшанский раскрыл проблему со знаниями, получаемыми через интернет, указал на основные их недостатки и предложил направления решения этой проблемы.

Александр Ольшанский в начале выступления напомнил, что наука должна обладать свойством предсказания будущего и ее прогнозы должны сбываться. Раньше, до интернета, знания были иерархическими и верифицированными. С распространением интернета печатные СМИ стали утрачивать свои позиции.  Из-за свободного доступа к информации в интернете, легкости копирования текстов и их публикации сайты и блоги стали новым средством распространения информатизации, во многих случаях подменив традиционные СМИ. Доступных текстов стало очень много, но уровень качества информации, которое несут интернет-СМИ в общество, очень сильно снижается, и оно часто оказывается хуже, чем в печатных СМИ. Это происходит потому, что создание текстов имеет весьма низкую стоимость, в том числе и потому, что очень многие их них не проверяются на достоверность. Поэтому информация продуцируется в больших количествах, включая и такие каналы распространения информации как YouTube.

Александр Ольшанский попросил присутствующих поднять руку тех, кто верит в теорию Дарвина. Руки подняла менее одной трети аудитории. Он сказал, что в некоторых других аудиториях результаты его опроса были хуже. Этот факт может быть еще одним свидетельством проявляющей парадоксальной ситуации: легкий доступ к информации приводит к ее нивелированию, а это разрушает традиционную систему знаний и науки. Ведь у многих молодых людей знания, полученные из интернета,  фрагментированы, не верифицированы, бессистемные. И в результате нет абсолютных истин, верим в ведьм на метлах, имеем размытие границ понятий и принципов, «все врут». Базис для формирования целостного мировоззрения размывается. В результате, можно констатировать, что общество, скорее всего, вступает в новый тип средневековья.

В интернете мы допускаем очень широкий спектр неверифицированных точек зрения. Многие пользователи интернета перестали верить в научные истины, доказанные теории, в том числе и в теорию эволюции Дарвина. Стали опираться не на науку, а на Википедию, в которой может писать, кто угодно, включая сомнительных экспертов, часто в ней опираются на мифы, а не на факты.

Сейчас проводят разные реформы образования с внедрением в учебные процессы интернет-технологий. С одной стороны, это открывает доступ к огромному объему информации. А с другой, неструктурированность информации еще больше усугубляет процесс получения целостного мировоззрения для будущих поколений. Качество знаний будет падать, и, в первую очередь, это коснется детей. Бессистемное получение ими большого объема знаний приведет их к дезориентации. Современные дети не знают многих фактов, но верят тому, о чем напишут в интернете. И главное, они не хотят узнать о том, что опубликовано, это истина или ложь, поскольку верификация фактов подменяется числом лайков публикации. Детям не привили культуру и технику логического мышления.

Такой средневековый подход разрушает современную иерархическую систему науки, в которой академики были академиками не  лишь потому, что они набрали много лайков, а, прежде всего, потому, что они свои теории доказывали своими научными трудами и практиками их апробации.  И самое главное в том, что в современной науке другие ученые, также имеющие высокий научный авторитет, перепроверяют теории своих коллег и либо подтверждают эти теории, либо отвергают. И чтобы мы не скатились в новое средневековье, А.Ольшанский видит выход из такой ситуации в том, что нужно создавать новые механизмы общественной верификации знаний. Ведь сегодня это большая проблема [в интернете] отличить истину ото лжи.

Чтобы привести процесс получения знаний к нормальному состоянию, необходимо обеспечить поддержку систем иерархических структур знаний. Для этого нужно сохранить научный подход к верификации знаний и не допускать, чтобы знания были хаотичными и основывались на неподтвержденных фактах.

Редакция ИТМ