iForum 2017. Часть 3: Передовой опыт — концентрат информации для кристаллизации идей

iForum Part 3

В Киеве прошел 9-й iForum – наиболее масштабное в Украине мероприятие по интернет-технологиям, его посетило 9100+ человек. Одних только докладов и выступлений было порядка 90! В этом году добавились новые секции «Инновации», «Видеоблоги и Киберспорт», в потоке «Образование» было представлено несколько  IT-инноваций для учебных процессов, также выступили докладчики не тему искусственного интеллекта.

Общий обзор мероприятия редакция ИТМ привела в публикации «iForum 2017: развитие и новые возможности для украинских компаний». Как всегда, на визионерских докладах Александра Ольшанского (идеолога и соорганизатора iForum, основателя и руководителя Internet Invest Group) яблоку негде упасть. Так было и на этот раз. В публикации «iForum 2017. Часть 2: Информационная революция или новое средневековье?» кратко изложены основные моменты доклада А.Ольшанского. В данном докладе мы публикуем тезисы тех докладов, которые успели посетить.

Следует отметить, что, несмотря на обилие докладов, организаторы приложили максимум усилий, чтоб не нарушалась временная сетка докладов. Это очень важно, поскольку позволило удачно посетить все ранее запланированные доклады и получить максимум возможной информации за один день Форума.

 

Командообразование

 

Дэвид Браун (из компании TemplateMinster) представил доклад «Управление креативной компанией – путь  к успеху или банкротству». Докладчик рассказал, в частности, о том, как в некоторых компания, где плохо разбираются в ее управлении, ставят задачу по улучшению этого управления.  Так, в ряде компаний нанимают какого-то креативного директора  по развитию (должность может называться по-разному) и он начинает «сплачивать» персонал за счет реализации различных, что называется, попсовых и неэффективных активностей. Вместо того чтобы научить сотрудников эффективно работать, их вовлекают в командообразующие игры для отработки, например, стояния всем офисом в планке (разновидность упражнения из йоги).

Но рано или поздно приходит время, когда такого директора следует выгнать и начать мотивировать людей по-другому. Часто нужно увеличить уровень вовлеченности сотрудников в достижении хороших результатов работы компании. Один из способов этого — стимулирование-поощрение проведение сотрудниками семинаров, участие в ведение блога компании, обмен знаниями с коллегами. Обязательно должен быть перспективный план обучения каждого сотрудника. Такой план составляется менеджером, который хорошо знает сотрудников и понимает их потребности в получении дополнительных знаний, необходимых для повышения уровня качества выполняемой ими работы, или выявляет потребности в знаниях для выполнения новых задач.

 

Мобайл

 

Евгений Кудрявченко (Vintage) в докладе «Мобайл вытесняет Десктоп. Ц – Цитрус, который смог!» обратил внимание на то, что уже сегодня 50% интернет-трафика проходит через смартфоны.  Такая востребованность мобайл-трафика требует адаптации существующих сайтов. При этом речь не идет о мобильных приложениях. Докладчик рекомендует модернизировать существующие сайты таким образом, чтобы ими было удобно пользоваться людям со смартфонами. Например, можно поставить на сайт специальные мессенджеры. Сегодня у людей сложились ассоциации: компьютер и ноутбук —  это для работы, а телефон – это для отдыха.

Е.Кудрявченко советует разрабатывать такие приложения, которые называются mobile web app (мобильные веб-приложения), а не [native] mobile apps ([собственно] мобильные приложения), скачиваемые на смартфон. Мобильные веб-приложения доступны через мобильный веб-браузер и встроены в HTML / CSS. По сути, это обычные веб-сайты, но воспринимаются как программные приложения, установленные на устройстве.

По статистике, у мобильного приложения большая конверсия и очень малый трафик, а у мобильного сайта – наоборот, очень большой трафик и небольшая конверсия. Разработка мобильных приложений дорогостоящее занятие, поэтому эффективнее провести ряд обновлений на сайте, чтобы он был дружественным в использовании на мобильных устройствах.

 

Евгений Галкин (Google) в теме «Действительно ли вам нужно мобильное приложение?» также раскрыл тенденции в мобайле. Так, Е.Галкин, отметил, что, в среднем, мы 150 раз в сутки разблокируем свой смартфон. Это самый высокий уровень вовлеченности человека среди различных устройств и наиболее часто используемый способ получения информации. Ведь смартфон очень личное устройство, на нем вы храните свои контакты, переписку, общаетесь в чатах, посещаете соцсети, ищите товары.

В 2016 году мобильный поиск достиг отметки 44% (а в этом году имеются ожидания, что он достигнет отметки 60%), 20% составляют переходы с YouTube. Только 13%  трафика приходится на мобильные версии сайтов, тогда как на мобильные приложения приходится 87%. Но при этом сильно отличаются охват и вовлеченность. Охват и вовлеченности мобильных сайтов в разы больше, чем мобильных приложений. Ведь едва ли захочется скачивать, настраивать и изучать интерфейс какого-нибудь мобильного приложения (которое еще нужно найти в облачном магазине приложений) только ради того, чтобы посмотреть расписание работы парикмахерской. Сегодня большая часть мобильных покупок – и это уже 66% — проходит через мобильные сайты, а не через мобильные приложения. Докладчик считает, что нужно сделать так, чтобы мобильный сайт выглядел, как мобильное приложение. Он привел пример сайта магазина, на котором  всплывает кнопка, как будто бы мобильного приложения и вам предлагают либо позвонить, либо связаться по эмейл, а в конце всплывает вопрос «хотите ли сохранить иконку мобильного сайта на рабочий стол смартфона?». Если ваш ответ «да», то на столе смартфона появляется не иконка мобильного приложения, что обычно мы привыкли видеть, а иконка ссылки на страницу сайта. Еще важный момент – это как можно больше упростить регистрацию при покупке. Ведь если есть сайт, то вероятнее всего там уже храниться какая-то информация о потенциальном клиенте. Возможно, это мобильный телефон, эмейл, история перемещения по сайту или другие данные, которые можно подгружать при регистрации или даже выдачу информации подстраивать под профиль посетителя.

 

Право

 

Юлия Мацюк (Патентно-юридическая агенция «Синергия») в выступлении на тему «Секреты успешной защиты интернет-бренда за рубежом» рассказала о том, что необходимо регистрировать, как придумать название объекту регистрации, каким образом регистрировать, какую процедуру выбрать, какие могут возникнуть подводные камни при международной регистрации.

Так, при выборе названия необходимо обратить внимание, какие смыслы могут вкладываться в визуальном написании и звучании названия в интерпретациях на иностранном языке. Эта интерпретации иностранцами могут восприниматься, например, как оскорбление или ругательство, как неприличное или смешное слово.

Вид процедуры регистрации можно выбрать следующий: (1) международная (так называемая мадридская система),  (2) региональная и (3) национальная. При этом также нужно учитывать различные механизмы  образования стоимости регистрации.

 

Унификация

 

Стас Султанов (DataArt) по теме «Переход от ремесла к серийному производству ПО» описал признаки товара, изготавливаемого в единичном и серийном производстве. Эти признаки применимы ко всем отраслям, включая и отрасль ИТ.  С одной стороны, например, в единичном производстве имеют место дорогое обслуживание, дорогие специалисты, долгий цикл разработки. Но, с другой стороны, можно разработать именно то, что хочет заказчик. В серийном же производстве дешевле привлекать разных специалистов и не обязательно наивысшей квалификации.

Сейчас возникла тенденция искать программистов full-stack. Это такой себе мастер на все руки от программирования. Он должен знать [почти] все, что нужно компании: CSS, HTML, JavaScript, PHP, различные базы данных… и, конечно же, хорошо владеть английским языком.  Таких специалистов очень мало, они «дорогие», поскольку, практически невозможно постоянно в  совершенстве владеть знаниями во всех этих области одновременно на самом высоком уровне в ситуации непрерывного изменения современных ИТ-технологий.

Докладчик отметил, что серийное производство позволяет унифицировать процессы программирования в компании. Например, в больших компаниях, когда идет, допустим, порядка 300 проектов одновременно, то проект-менеджеры могут быть разного уровня технической подготовки. Они могут не знать каких-то процессов, но поскольку при таком количестве проектов существует унификация проектных задача и работ, то проект-менеджеры следуют по опциям чеклиста проекта и при необходимости используют заранее описанные процессы. Такой же подход и для программистов. Им не всегда нужно разбираться в тонкостях разворачивания каких-то программных систем с нуля. Можно использовать  разработанные стандартные протоколы. Такие же стандарты следует разрабатывать и для различных типовых фрагментов программного кода.

 

Фреймворки

 

Евгений Сафронов (DataArt) в докладе «Frontend 2017. Экосистема фреймворков. Прогнозы и тренды» рассказал о четырех популярных фреймворках для frontend разработки. Все четыре платформы разработаны для  JavaScript и это: Angular, Ember, Vue, React. Angular  (разработан компанией Google) сегодня занимает 80% рынка. Эксперт в своем докладе сделал прогноз о том, что Angular и дальше будет занимать большую часть рынка. Но некоторые фреймворки понемногу отбирают у лидера часть рынка, поскольку они более гибкие и более легкие в некоторых аспектах. Поэтому при разработке нужно смотреть,  какие конкретно задачи ставит заказчик.

Продажи

 

Дмитрий Лисицкий (Influ2) раскрытие темы «Как американцы продают американцам, и почему мы не хуже» начал со своего личного опыта. Он рассказал, что когда его команда приехала много лет назад в США продавать, то они сильно выделялись некомпетентностью и отсутствием опыта. У американцев навыки продаж в крови, их чуть ли не со школьной скамьи учат произносить питчи (краткие выступления, нацеленные на продажу чего-либо). Оценив ситуацию, команда Дмитрия тогда стала организовывать различный event marketing (событийный маркетинг), outbound email (рассылка писем по электронной почте), direct mail (персонализированная почтовая рассылка), cold calling («холодные» звонки), referals (участники партнерских программ, зарегистрировавшиеся по рекомендациям других участников).

Сегодня традиционные методы уже не срабатывают. Только ивент-маркетинг и рефералс дают какие-то результаты. Люди не хотят платить за решение, они хотят платить за подписку. Им выгоднее платить мелкими суммами по 10 долл. в месяц. Ну и самое главное (и что все повторяют на iForum’e как мантру): контент – это король. Докладчик предложил несколько подходов для улучшения продаж и, в частности, это управление лидами генерации воронки продаж, а также account based marketing   (поддержка взаимодействий на всем жизненном цикле клиента, используя маркетинговый инструментарий для улучшения всего потребительского опыта клиента). Кстати, уровни поддержки аккаунт бейзд маркетинг образуют воронку, которая выглядит, как перевернутая воронка продаж.

 

YouTube-канал

 

Александр Торопов (AIR Media Lab) в докладе «Продюсер YouTube-канала» рассказал, зачем YouTube-каналу продюсер. Вкратце, это можно описать различием между видео-блогером и продюсером. Блогер просто хочет снимать видео, а продюсер ориентируется на следующее характеристики YouTube-канала.

  1. Каналу нужна цель.
  2. Канал и видео нужно создать правильно.
  3. В канале нужна правильность и дисциплина.
  4. Каналу нужна реклама.
  5. Канал должен возвращать инвестиции.
  6. Каналу нужна регулярная мотивация.

А цель канала — это самореализация, монетизация и продажи. Т.е., по сути, это как в бизнесовом подходе при создании профессиональных видео — снимаются качественные видео, которые  продаются.

 

Ищите и найдете

 

Открывая iForum, А. Ольшанский в своем вступительном слове отметил, что iForum предназначен не столько для приобретения знаний, сколько  для обогащения идеями. И действительно, основная масса посетителей, с кем мы общались, — это специалисты и эксперты. А это также означает, что они следят за новинками и тенденциями в своей профессиональной сфере. Но вот, что касается опыта, то, с одной стороны, он уникален, а, с другой, в нем часто может быть и что-то полезное для других. Причем для каждого слушателя это полезное будет разное – ведь перед каждым слушателем по работе стоят свои задачи, проблемы, вызовы. И внимательный слушатель в концентрированном (!) информационном потоке докладов iForum’a очень часто может найти много новых идей.

 

Редакция ИТМ