iForum 2019. Коммуникации в гибридном мире: от выявления постправды до определения конкурентных преимуществ

На iForum 2019, прошедшем в Киеве 23 мая, впервые за всю историю этого мероприятия была организована специальная секция, посвященная анализу информационных коммуникаций. Хотя секция была организована в пресс-центре, что подразумевало журналистскую аудиторию, но предлагавшиеся методы анализа информационного пространства используются и для целей ведения бизнес-разведки. Просто политическое поле информационных коммуникаций, политические объекты и целевые установки для исследования этого поля заменяются на бизнесовые.

Этот гибридный мир: коммуникации и позиционирование

Организатор специальной секции Эллина Шнурко-Табакова, руководитель проекта Index Systems, глава Совета информбезопасности и кибербезопасности (см. Фото 1), открыла серию выступлений своим докладом под названием «Этот гибридный мир: коммуникации и позиционирование».


Фото 1. Эллина Шнурко-Табакова, руководитель проекта Index Systems, глава Совета информбезопасности и кибербезопасности

Э. Шнурко-Табакова обратила внимание на то, что сегодня в своей деятельности необходимо учитывать, как минимум, следующие гибридные угрозы.

  • Торговые
  • Инфраструктурные
  • Кибернетические
  • Военные
  • Дипломатические
  • Информационные

В докладе речь также шла о способах оценки результатов активности в информационном пространстве, а также используемых технологиях, включая Big Data и нейросети при анализе информационного фона и узнаваемости бренда, компании. Докладчица рассказала об основных этапах ведения информационной операции, см. Фото. 2

Фото 2. Этапы информационной безопасности

Э. Шнурко-Табакова отметила, что вопрос обработки больших массивов информации в коммуникационных каналах сегодня стоит особенно остро. Гибридные угрозы требуют навыков расшифровки информационных волн, рейтингования доверия к источникам и распространителям информации.  Необходимость анализа данных актуальна для разных сфер – торговой, инфраструктурной, кибернетической, дипломатической и военной. Особенно важны скорость принятия решений при недружественных воздействиях на информационное поле бизнеса, общества, государства.

Докладчик дала краткую характеристику сервису Attack Index. Он базируется на ряде математико-статистических методах обработки информации и интерпретации информационных потоков, которая была обоснована в научных работах и на практике.

Attack Index предоставляет возможность получения практически любой информации по выбранному вопросу. Его использование позволяет анализировать взаимосвязи прошедших и текущих событий с информационной активностью выбранного круга источников. Такой подход обусловлен, прежде всего, статистикой.

Кинематограф в формировании общественной точки зрения

Татьяна Фисенко, Lifestyle blogger, кандидат наук по социальным коммуникациям, доцент КПИ им. Игоря Сикорского, сотрудник ВД «СофтПрес» (Фото 3), выступила с докладом «Кинематограф в формировании общественной точки зрения». Она указала на фильмы, которые шли на Западе, американский, польский и российский и провела их анализ, как в них искажалась история Голодомора в Украине в 1932—1933 г.г., событий на Волыни в 1943 г. и на Донбасе в 2014 г. соответственно.

Фото 3. Татьяна Фисенко, Lifestyle blogger, кандидат наук по социальным коммуникациям, доцент КПИ им. Игоря Сикорского, ВД «СофтПрес»

В подтверждение того, насколько важен кинематограф для пропаганды в тоталитарных режимах, Т.Фисенко привела цитаты Ленина и Геббельса, см. Фото 4.

Фото 4. – цитаты тоталитарных деятелей о важности кинематографа для пропаганды

В своей работе докладчик использует анализ видео на YouTube-каналах. На вопрос редакции ИТМ, каким образом она анализирует контент видео, Т.Фисенко ответила, что проводится расшифровка аудио в текст, а затем текст может анализироваться средствами Attack Index.

Эффективность маркетинговых коммуникаций

Мария Бородай, PR-эксперт, член правления Всеукраинской Лиги по связям с общественностью, член Правления Совета информбезопасности и киберзащиты (Фото 5), рассказала об эффективность маркетинговых коммуникаций.

Фото 5. Мария Бородай, PR-эксперт, член правления Всеукраинской Лиги по связям с общественностью, член Правления Совета информбезопасности и киберзащиты

М.Бородай рассказала о ресурсах антикризисных коммуникаций. В частности, к ним она отнесла:

  • Время
  • Деньги
  • Интеллектуальный опыт
  • Связи
  • Информацию
  • Инновации

При этом необходимо принимать во внимание, что в коммуникациях появились новые подходы к взаимодействию, см. Фото 6.

Фото 6. Новые подходы в коммуникациях

Социальные сети как источники для конкурентной разведки

Дмитрий Ланде, доктор технических наук, профессор, заведующий отделом ИПРИ НАН Украины, научный руководитель проекта Attack Index (Фото 7), выступил с докладом на тему «Социальные сети как источники для конкурентной разведки». Д.Ланде известный эксперт по средствам бизнес-разведки, он является разработчиком одного из таких средств как InfoStrеam, ориентированного на мониторинг СМИ и популярного в Украине и за рубежом.

Фото 7. Дмитрий Ланде, доктор технических наук, профессор, заведующий отделом ИПРИ НАН Украины, научный руководитель проекта Attack Index

Редакция ИТМ спросила Д.Ланде о том, что изменилось за последние 15 лет в разработке средств бизнес-разведки. Д.Ланде ответил, что почти все. Сейчас появилось очень много средств Open source — открытого программного обеспечения. Теперь можно не разрабатывать всю большую систему с нуля. Бывает ее проще собрать, как картину из пазлов, применяя различные компоненты Open source. Если раньше самый большой сайт можно было весь скачать, то теперь часто это просто невозможно. Например, вряд ли кому удастся скачать весь Facebook. Это обстоятельство в корне меняет подходы к анализу контента.

Фото 8. Разведка на основе открытых источников (Open source intelligence, OSINT)

Сегодня в бизнес-разведке используют подходы такой дисциплины, как разведка на основе открытых источников (англ. Open source intelligence, OSINT — ред), см. Фото 8. Это разведывательная дисциплина, включающая в себя поиск, выбор и сбор разведывательной информации из общедоступных источников, а также её анализ. В данной дисциплине термин «открытый источник разведывательных данных» (англ. open information source) указывает на общедоступность источника (в отличие от секретных источников и источников с ограниченным использованием) и не связан с понятиями «просто источник информации» (англ. open source information; OSIF — ред), означающий любую находящуюся в пространстве СМИ информацию. И этот термин не следует путать с собственно понятием «открытое программное обеспечение».

Описывая возможности OSINT-подхода, Д.Ланде привел пример того, как по итогам анализа прошедшей недавно президентской избирательной кампании в Украине стало возможным более-менее точно предсказать дату инаугурации вновь избранного президента.

Практика отслеживания компаний, персоналий, репутации и важных тем на основе сервиса Attack Index

Дмитрий Табаков, менеджер продукта Attack Index компании Index Systems (Фото 9), рассказал о практике отслеживания компаний, персоналий, репутации и важных тем на основе сервиса Attack Index.

Фото 9. Дмитрий Табаков, менеджер продукта Attack Index компании Index Systems

Рассказывая о продукте Attack Index, Д.Табаков привел базовые возможности, присущие всем тарифным планам продукта:

  • База данных за последние 20 лет
  • Собирается информация по таким каналам как Twitter, Wiki, YouTube, Facebook, ВК, Ок, ЖЖ
  • Не требуется никакого дополнительного программирования
  • Нет ограничений по количеству ключевых слов.
  • Отбор источников по географии
  • Украинский, русский и английский языки
  • Автоматически получаемые отчеты и визуализация
  • Экспорт данных в Word, Excel, PDF

Д.Табаков подробно остановился, как проводится декомпозиция угроз кибервоздействия, см. Фото 10.

Фото 10. Декомпозиция угроз кибервоздействия

Как найти самые подходящие слова для отслеживания и коммуникаций

Эллина Шнурко-Табакова, руководитель проекта Index Systems, глава Совета информбезопасности и кибербезопасности, в своем втором докладе привела ряд результатов исследования, проведенных с помощью Attack Index.

На Фото 11 показан результативный график по полю объектов отслеживания, характеризующегося корнями слов (атак, безопасност, уязвимост, угроз, риск) (кибер). В данном случае, отбирались информации, содержащие хотя бы одно ключевое слово из первых скобок в связке со словом во второй скобе. См. Фото 11.

Фото 11. Поле объектов отслеживания

Attack Index использовался для мониторинга информационного пространства во время прошедшей кампании по избранию президента Украины. С помощью Attack Index была выявлена кластеризация кандидатов в депутаты по российским источникам и автоматически составлена визуализация связей – см. Фото 12.

Фото 12. Кластеризация кандидатов в депутаты по российским источникам

С помощью Attack Index была автоматически составлена визуализация связей по спикерам и событиям во время избирательной кампании, см. Фото 13.

Фото 13.  Кластеризация связей по спикерам и событиям

В Attack Index включены вычисления различных алгоритмов кластеризации, прогнозирования. На Фото 14 пример того, как визуализируются варианты прогноза по методу Херста в зависимости от характеристик данных и их контекста.

Фото 14. Прогнозы тенденций по методу Херста

Более подробно результаты исследований приведены на сайте продукта Attack Index

На вопрос редакции ИТМ о том, каковы перспективы использования продуктов бизнес-разведки, Э.Шнурко-Табакова ответила, что продукты бизнес-разведки все больше будут переходить к сервисной модели. Ведь не каждый день бизнесу нужна система бизнес-разведки и покупать дорогую систему на все случаи жизни нерентабельно. Выгоднее воспользоваться сервисом, как Attack Index, оплатив на определенное время необходимый набор возможностей инструментов для разведки.

Числовые нейросети и цифровая неопределенность

Аскольд Осадчук, кандидат физико-математических наук, сооснователь компании PNN Soft (polynomial neural network) (Фото 15), выступил с докладом «Числовые нейросети и цифровая неопределенность».

Фото 15. Аскольд Осадчук, кандидат физико-математических наук, сооснователь компании PNN Soft (polynomial neural network)

Докладчик рассказал об устройстве нейронных сетей. В частности, объясняя как они работают, он отметил, что для уверенного распознавания фотографии, например, с котом, нейросети необходимо для обучения вначале «показать» более сотни тысяч изображений разных котов. Редакция ИТМ поинтересовалась у него, как система определяет фейки в информационном пространстве. Ведь обучение нейронных сетей бывает «с учителем» и без. «С учителем» — это когда вручную люди произвели разметку, например, фотографий животных, и как в указанном выше случае, образцы фотографий с котом отметили признаком «это кот». Такая работа очень кропотливая. Мы же не Китай, чтобы посадить массу людей на такого рода разметку. Тогда как для нейросети разметить образцы фейков, встречающихся в интернете? А.Осадчук ответил, что они использовали комбинированный подход. Вначале вручную произвели разметку информации по образцам фейков и на их основе (то есть как бы «с учителем») обучили нейронную сеть определять фейки. А затем нейронная сеть на основе алгоритмов кластеризации, подстроенных под разметку образцов фейков, уже далее сама («без учителя») обучалась выделять из информационного потока фейки.  В результате нейросеть научилась определять фейки с вероятностью 76%. Эллина Шнурко-Табакова подтвердила эту цифру. Для такой сложной работы это в принципе довольно хороший результат.

В заключение

На специальной секции iForum 2019 были представлены доклады, посвященные анализу информационных коммуникаций и методы работы с ними. Один блок докладов осветил новые подходы к таким активностям как маркетинговые, public relations, повышение ценности бренда. Другой блок докладов раскрыл тему OSINT-подхода к анализу информационных коммуникаций.  Была представлена одна из реализаций OSINT-подхода, выполненная на базе украинского сервисного продукта Attack Index. Он разработан под руководством ведущих украинских экспертов в области OSINT. Attack Index прошел апробацию в бизнес и политической сфере. И если политические кампании проходят не очень часто, то управление бизнесом требует постоянного анализа информационного бизнес-пространства. С помощью инструментов бизнес-разведки украинские компании смогут отслеживать действия конкурентов, недобросовестные действия по отношению к компании, смогут выявлять невидимые тенденции рынка и неосознанные покупателями потребности, оценивать лояльность клиентов.

В изменчивой рыночной среде, кто владеет информацией, тот получает конкурентное преимущество.